Приемная: 83513442874 / Учебная часть: 83513443394
Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

Приемная: 83513442874

Учебная часть: 83513443394

Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

РИП 2018-2021

Главная

/

РИП 2018-2021

 

15 марта 2018 г. на базе ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» состоялось заседание Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности в системе профессионального образования Челябинской области. На заседании совета, директор Южноуральского энергетического техникума представил проект по теме «Рефлексивно – деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности», руководитель площадки Беликов В.А. познакомил с программой инновационной деятельности.
Итак, по решению научного совета и согласно приказу № 01/700 от 19 марта 2018 года на базе ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» открыта региональная инновационная площадка до апреля 2021 года на тему «Рефлексивно – деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности» под руководством заведующего кафедрой социально-педагогического образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктора педагогических наук, профессора Беликова Владимира Александровича.
 

Суть программы:
Программа инновационной деятельности представляет собой четко определенный перечень действий коллектива педагогов и студентов Южноуральского энергетического техникума и их партнеров по сетевому взаимодействию по формированию профессиональных научно-исследовательских компетенций студентов техникума.
Основания программы:
- Программа построена в соответствии с рефлексивно-деятельностной концепцией.
- Основания разработанной программы определены с учетом положений проблемно-ориентированного подхода.
- Содержание программы разработано в соответствии с положениями программного-целевого, системного и технологического подходов.
- Актуальность проблем инновационной деятельности в целом определяется следующими положениями:
- Социально-экономические особенности современного среднего профессионального образования.
- Наличие потребностей в научно-теоретическом и методическом обосновании и разработке путей и условий решения проблемы, растущим вниманием со стороны ученых (философов, педагогов, психологов и др.) к различным аспектам проблемы.
- Состояние, особенности, недостатки и потребности практики современного среднего профессионального образования, определяющие необходимость решения проблемы.
- Рост числа одаренных студентов в образовательной среде техникума, рост их достижений и необходимость перестройки образовательного процесса в техникуме с учетом их особенностей.
- Проблема инновационной деятельности ГБПОУ «Южноуральский энергетического техникума» заключается в определении путей и условий повышения эффективности подготовки и организации научно-исследовательской деятельности студентов учреждений СПО как фактора формирования и развития их профессиональных компетенций.
 

Цель инновационной деятельности - выявление, разработка и теоретическое обоснование комплекса организационно-педагогических условий эффективности рефлексивно-деятельностных технологий формирования и развития научно-исследовательских компетенций студентов учреждений СПО, как компонента системы совершенствования их профессиональной подготовки.
 

Переход ЮЭТ в статус инновационной площадки осуществляется поэтапно с учетом следующих подпрограмм:
- Структурное, организационно-методическое и материально-техническое оснащение образовательной деятельности техникума.
- Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности техникума. Формирование позитивного общественного мнения о деятельности техникума.
- Заключение договоров о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями (организациями) Челябинской области, Республики Башкортостан и Республики Казахстан.
- Научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса по формированию профессиональных научно-исследовательских компетенций студентов.
- Повышение квалификации педагогических кадров, подготовка и переподготовка работников техникума.
- Аттестация кадров. Диагностика и экспертиза образовательной деятельности техникума.
 

Объектами инновационной деятельности определены:
- Студенты 1-4 курсов всех отделений техникума.
- Преподаватели отделений техникума.
- Инициативные родители учащихся.
- Преподаватели и студенты однопрофильных учреждений СПО, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии.
- Специалисты профильных предприятий и организаций региона.
- Преподаватели и ученые вузов региона.

Направления инновационной деятельности ЮЭТ
1. Профориентация, диагностика профессиональных способностей и консультирование; консультирование студентов и родителей по вопросам трудоустройства и курсовой подготовки.
2. Повышение профессиональной квалификации, профессиональная переподготовка преподавателей техникума.
3. Реализация основной образовательной программы в соответствии с ФГОС, учебно-методическое и дидактическое обеспечение формирования профессиональных научно-исследовательских компетенций студентов.
4. Сетевое взаимодействие и координация работы однопрофильных образовательных учреждений (техникумы, колледжи).
5. Научно-исследовательская работа преподавателей (НИР) и студентов (НИРС).

Выход интеллектуальной продукции:
1 Программа по работе с одаренными студентами в научно-исследовательской деятельности
2 Программа повышения квалификации для начинающих руководителей секций НОУ «Организация научно-исследовательской работы студентов»
3 Программа повышения квалификации для руководителей секций НОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в научно-исследовательской деятельности» (углубленное изучение)
4 Банк диагностических методик выявление интеллектуально одаренных студентов и диагностика их развития
5 Программы секций НОУ
6 Сборник лучших научно-исследовательских работ студентов
7 Методические разработки внеклассных мероприятий по дисциплинам и ПМ
8 Методические разработки открытых уроков по дисциплинам профессиональным модулям
9 Программы элективных и факультативных курсов по дисциплинам и профессиональным модулям
10 Сборник лучших научно-исследовательских и методических работ преподавателей
11 Решения, разработки и рекомендации образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия
12 Положение и программа педагогического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации
13 Научные труды (монографии, статьи и пособия) преподавателей техникума и сетевых организаций, в том числе совместных с преподавателями вузов региона
14 Творческие работы студентов, подготовленных к научно-исследовательской деятельности
15 Программа инновационной деятельности образовательных организацийВ массовую практику среднего профессионального образования может быть внедрен (реализован):
- Комплекс организационно-педагогических условий эффективности рефлексивно-деятельностных технологий подготовки студентов учреждений СПО к профессиональной научно-исследовательской деятельности.
- Система критериев и методов оценки сформированности комплекса общекультурных и профессиональных компетенций студентов учреждений СПО.
- Комплекс апробированных и адаптированных образовательной среде СПО рефлексивно-деятельностных технологий подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.
- Структура, принципы и методики повышения квалификации (переподготовки) преподавателей учреждений СПО в аспекте подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. 

Приказ о признании региональной инновационной площадки Челябинской области 


Календарный план инновационной деятельности ЮЭТ июнь 2019 – июнь 2020 гг.

План совместных мероприятий организаций сетевого взаимодействия на 2019 – 2020 год

ВТК (временные творческие коллективы)

Приказ о внесении изменений в состав ВТК

Программа инновационной деятельности Рефлексивно-деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности

Публикации преподавателей за период действия инновационной площадки

Участие студентов в конкурсах в 2019-2020 уч.г.

Участие преподавателей в конкурсах в 2019-2020 уч.г.

Участие преподавателей в конференциях, в семинарах в 2019-2020 уч.г.

Публикации преподавателей в 2019-2020 уч.г.

Участие преподавателей в конференциях, семинарах 2018-2019 уч.г.

Участие студентов в конкурсах 2018-2019 уч.г.


В 2018 году на базе Южноуральского энергетического техникума была открыта региональная инновационная площадка по теме «Рефлексивно-деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности».
Для реализации поставленных задач в рамках площадки созданы временные творческие группы. 26 сентября 2019 года прошло очередное заседание представителей временных творческих групп, на котором присутствовал руководитель региональной инновационной площадки доктор педагогических наук, профессор В.А. Беликов.
Владимир Александрович обсудил с преподавателями инструкцию по диагностике результатов работы региональной инновационной площадки, алгоритм действия при проведении психолого-педагогической диагностики.
Были определены аспекты, подлежащие диагностики: знания, учебно-познавательные и учебно-профессиональные умения, общие и профессиональные компетенции, коммуникативные, рефлексивные и интеллектуальные качества личности.
Система диагностики результатов образования должна исходить из того, что в деятельности субъект не только формируется как личность специалиста, но и реализует свои отношения с объектом.
Перед членами временных рабочих групп преподавателей была поставлена задача: по своему предмету (учебной дисциплине) выделить подлежащие диагностике знания, виды деятельности, компетенции, качества личности и оценить уровень их сформированности у обучающихся на начало работы площадки и на окончание её работы (а также промежуточный результат); разработать вопросы анкеты, контрольных работ, теста; сформировать группы студентов техникума для «нулевого» и «промежуточного» контроля.
Результатом инновационной площадки должны стать сформированные стороны студентов, позволяющие считать их готовыми к научно-исследовательской и профессиональной деятельности.


15 марта 2018 года на базе Южноуральского энергетического техникума Решением экспертного совета Министерства образования и науки Челябинской области была открыта третья инновационная площадка на тему «Рефлексивно – деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности» под руководством заведующего кафедрой социально-педагогического образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктора педагогических наук, профессора Владимира Александровича Беликова.
27 сентября 2018г. на базе энергетического отделения государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум» состоялся областной  методический семинар на тему «Общие компетенции студентов – факторы и условия формирования и развития».
   В семинаре приняли участие педагогические работники из:
-Южноуральского энергетического техникума;
- Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко;
- Магнитогорского педагогического колледжа;
- Верхнеуральского агротехнологического техникума - казачьего кадетского корпуса.
Перед открытием семинара для гостей и участников семинара преподаватель русского языка и литературы  ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» Малий Юлия Анатольевна провела мастер-класс: внеклассное занятие по русскому языку «О скверном и святом в языке».        

Открыл  семинар  директор ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» Тучин Виктор Михайлович. С приветственным словом к собравшимся обратилась проректор по научно-исследовательской и инновационной работе,  доктор педагогических наук, доцент Сташкевич Ирина Ризовна,  отметив важность и актуальность данного направления педагогической деятельности.

На семинаре прозвучали следующие доклады и выступления:
- Повышение эффективности управления организацией СПО на основе управления инновационной площадкой, Николаева Ирина Сергеевна, заместитель директора по МР ГБПОУ ЮЭТ ;
- Реализация ФГОС СПО как условие внедрения профессионального стандарта педагога, Хоменко Инна Вениаминовна, методист политехнического отделения ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;
 - Общие компетенции как цель и фактор подготовки студентов к исследовательской деятельности, Беликов Владимир Александрович, заведующий кафедрой социально-педагогического образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор;
- Современные подходы к управлению процессом подготовки специалистов среднего звена, Чапаева Елена Васильевна, заместитель директора по УР ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;
Практико-ориентированное обучение на основе партнерства системы образования и производства, Савватеева Татьяна Григорьевна, преподаватель, председатель предметной (цикловой) комиссии электротехнических дисциплин  ГБПОУ ЮЭТ, Бабкина Оксана Анатольевна, преподаватель, председатель предметной (цикловой) комиссии строительных дисциплин  ГБПОУ ЮЭТ;
- Формирование компетенций у студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности», Есина Оксана Викторовна, преподаватель ГБПОУ ЮЭТ ;
- Взаимодействие педагогического колледжа с ДОО по развитию ранней технической компетенции у студентов дошкольного отделения (из опыта работы), Шиляева Татьяна Андреевна, преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» ;
- Опыт работы по раннему техническому творчеству на основе партнерства в системе общего образования, Герасимова Татьяна Валерьевна, методист ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Григоренко Людмила Алексеевна, преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» ;
- Роль самостоятельной работы в подготовке компетентного специалиста, Христич Лариса Александровна, преподаватель, председатель предметной (цикловой) комиссии естественнонаучных дисциплин ГБПОУ ЮЭТ;
- Костенко Ирина Юрьевна, преподаватель, председатель предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин ГБПОУ ЮЭТ;
- Формирование профессиональной компетенции студентов во время прохождения производственной практики, Наследова Ольга Владимировна, преподаватель ГБПОУ ЮЭТ ;
- Деятельность комнаты трудовой и боевой Славы как фактор формирования и  развития общих компетенций студентов, Боровинская Елена Викторовна, преподаватель, руководитель комнаты трудовой и боевой Славы ГБПОУ ЮЭТ

Семинар имел целью повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития общих компетенций и имел практико - ориентированную направленность. На семинаре присутствовало около 50 участников. В ходе обмена мнениями было решено продолжить данный формат общения для ознакомления с опытом работы педагогов и расширении сферы взаимодействия образовательных организаций Челябинской области.
Участники семинара имели возможность познакомиться с организационно-педагогическими материалами, научно-исследовательскими работами студентов, целевыми программами социализации личности студентов, методическими разработками внеклассных мероприятий и классных часов на выставке, которую организовала принимающая сторона.

Семинар закончился подведением итогов и формулированием рекомендаций.
Коллеги поделились впечатлениями и отметили, что проведение мероприятий подобного уровня является показательным для Южноуральского энергетического техникума, как инновационной площадки на тему: «Рефлексивно – деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности». Такая работа даёт новые стимулы для развития значимых для Южноуральского энергетического техникума направлений образовательного сотрудничества.
Все докладчики получили сертификаты, подтверждающие участие в областном методическом семинаре на тему «Общие компетенции студентов – факторы и условия формирования и развития».


23 марта 2021 года прошло заседание Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности в системе профессионального образования Челябинской области, на котором были подведены итоги работы региональной инновационной площадки (РИП) на базе ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум».

Публичный отчет о результатах деятельности РИП начал директор ГБПОУ ЮЭТ Виктор Михайлович Тучин. В своем докладе он отметил, что в настоящее время обще­ству требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, на­ходить лучшие варианты решений, т.е. проводить практико-ориентированные научные исследования. В современном обществе существенно возросли требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям, содержанию и технологиям профессионального образования студентов в профессиональных образовательных организациях. Данные аспекты находят отражение в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность техникума, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, в учебных планах и программных документах техникума.  

Решению проблемы в значительной мере мешает существующий недостаток внимания со стороны общества к решению подростковых и молодежных проблем; недостаточная разработанность системы дополнительного образования (кружки, клубы и так далее), обеспечивающей развитие студентов.

Актуальность проблемы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности определяется также тем фактом, что несмотря на многочисленные исследования в данной области остаются многие вопросы и целые направления профессионального образования, в которых нет единого подхода и не представлено вариантов решения проблемы в целом.

Учитывая актуальность проблемы 15 марта 2018 года на базе Южноуральского энергетического техникума открыта третья региональная инновационная площадка по теме «Рефлексивно – деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности».

Публичный отчет продолжила заместитель директора по учебно-методической работе Ирина Сергеевна Николаева. Она рассказала, что в рамках выполнения утвержденного плана работы, обеспечивающего достижение поставленной цели, за три года функционирования инновационной площадки были достигнуты следующие результаты:

1. Анализ научной литературы и практика инновационной деятельности позволили нам выделить организационно-педагогические условия:
-наличие модели формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности;
-реализация внутренней системы повышения квалификации педагогических кадров;
-выявление, разработка и применение инновационных рефлексивно-деятельностных технологий в образовательной среде техникума;
-сетевое взаимодействие профильных образовательных организаций.

2.В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены и решены задачи:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме научно-исследовательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций;
- теоретически обоснована, разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности;
- разработан и апробирован комплекс рефлексивно-деятельностных технологий формирования научно-исследовательских компетенций студентов;
- экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий эффективности совершенствования научно – исследовательской деятельности студентов СПО;
- разработан и использован в практической деятельности диагностический инструментарий психолого – педагогического оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

3.Анализ литературы по проблеме подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

4. Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности – это целостная характеристика личности, включающая в себя мотивационные, когнитивные и операционно-поведенческие компоненты, которые обеспечивают оптимальное функционирование студентов в новых условиях деятельности.

5. Разработана структурно-функциональная модель формирования готовности студентов ЮЭТ к научно-исследовательской деятельности. Отличительные признаки предлагаемой нашей модели: целостность - все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – достижение более высокого уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности; простота модели, учитывая, что чем проще мо­дель, тем она ближе к моделируемой реальности и удобнее для использования; прагматичность – модель выступает рабочим представлением обозначенной цели.

6. Разработан и применен в практической деятельности диагностический инструментарий психолого-педагогического оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

7. Заключён сетевой договор с 5 профильными образовательными организациями (Верхнеуральский агротехнологический техникум - казачий кадетский корпус; Магнитогорский технологический колледж имени Омельченко; Магнитогорский педагогический колледж; Белорецкий металлургический колледж; Костанайский социально-технический колледж).

8. Для преподавателей и мастеров производственного обучения организованы и проведены курсы повышения квалификации.

9. В течение деятельности региональной инновационной площадки реализована программа факультативного курса для студентов «Основы учебно-познавательной деятельности студентов техникума».

10. Преподавателями Южноуральского энергетического техникума проведено 84 тематических классных часа, 182 внеклассных мероприятия, 15 методических семинаров для преподавателей, 2 педагогических чтения.  В техникуме работают 26 кружков и 8 секций НОУ.  В методический кабинет техникума сдано 66 методических разработок занятий и внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, с которыми вы можете ознакомиться на нашей выставке.

11.Техникум является координационным центром проведения муниципального этапа Всероссийского интеллектуального форума «Шаг в будущее» по Южноуральскому городскому округу.

12. Благодаря проделанной работе, кроме предполагаемых результатов мы получили ещё неожиданный положительный эффект: во-первых – это профориентационная работа; а во-вторых – увеличился средний балл абитуриентов по профессиям и специальностям:

 

2018г.

(балл)

2019г.

(балл)

2020г.

(балл)

22.02.06 Сварочное производство

3,52

3,50

3,56

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

3,69

3,85

3,88

15.01.05 Сварщик (ручной и механизированной сварки (наплавки))

3,35

3,36

3,47

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

3,56

3,57

3,61

 

В-третьих – увеличилось качество государственной итоговой аттестации по специальностям:

 

2018г.

(%)

2019г.

(%)

2020г.

(%)

13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи

68

72

78

 

13. Обобщенный опыт работы РИП представлен в 85 статьях в научно-практических журналах и других изданиях:

14. За последние три года студенты Южноуральского энергетического техникума становились неоднократными победителями конкурсов, таких как:
-Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура»;
-Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономические аспекты»;
-Всероссийского конкурса «Шаг в будущее»;
-Областной студенческой конференции «От студенческого творчества – к научному исследованию»;
-Областного конкурса научно-исследовательских работ студентов «Экология. Будущее в наших руках»;
-Областного конкурса социальной рекламы «Я выбираю жизнь»;
-Областного конкурса литературных и творческих работ студентов;
-Областного конкурса «Молодежь. Наука. Технологии производства», «Взгляд молодых», конкурс профессионального мастерства среди преподавателей и студентов организаций СПО Челябинской области «МастерОК»;
-областного конкурса научно-исследовательских работ студентов;
-областного конкурса «Студенческая инициатива» (студенту техникума вручен грант на реализацию студенческого проекта «Кулинарная дружба» в размере 50.000 рублей).

Областной совет единогласно одобрил результаты работы РИП и рекомендовал профессиональным образовательным организациям использовать опыт ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» при формировании готовности студентов ПОО к научно-исследовательской деятельности.

Автор: Николаева И.С.

статья чирпо

 

Отчёт о выполнении программы региональной инновационной площадки
по теме "Рефлексивно-деятельностные технологии подготовки студентов СПО
к научно-исследовательской деятельности" 2018-2021 уч.г.

 

 

16 специальностей, профессий
1000 студентов
300 абитуриентов ежегодно
Призовые места ежегодно