Приемная: 83513442874 / Учебная часть: 83513443394
Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

Приемная: 83513442874

Учебная часть: 83513443394

Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

Бережливые технологии в образовании

Главная

/

Бережливые технологии в образовании


История концепции
 

Бережливое производство (lean production) – это подход к управлению организацией, основанный на повышении качества продукции при одновременном сокращении расходов. Звучит как нечто невозможное, однако практика показывает, что этого можно добиться, соблюдая некоторые правила.

Концепцию бережливого производства разработал инженер и предприниматель компании Тойота Тайити Оно вместе со своим соратником Сигео Синго. Потом уже она была адаптирована под американские компании и была названа Lean Production. Концепция предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника компании и полную ориентацию на потребителя.

В России термин «бережливое производство» появилось в 2003 году с изданием одноименной книги Джима Вумека «LeanThinking» или «Бережливое  мышление». Концепция бережливых технологий изначально была присуща производственной среде, но в дальнейшем эта концепция проявляется и в других сферах: государственном управлении, сфере услуг, образовании и др.


Универсальные инструменты бережливого производства:

  • Кайдзен - одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.

  • Just in time - позволяет производить продукцию точно в срок и в нужном количестве.

  • 5S - сокращение от «5 Steps» (пять шагов) представляет собой инструмент для обеспечения системы бережливого производства, рационализации рабочего места с помощью маркировки.

  • Канбан - принцип управления «точно в срок», который способствует равномерно распределять нагрузки на всех работников.

  • Andon - визуальная система, которая позволяет всем сотрудникам видеть положение дел в производстве.


Национальные стандарты России в сфере бережливого производства:

ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты

Режим доступа:  https://docs.cntd.ru/document/1200120649

ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь

 Режим доступа: http://https://docs.cntd.ru/document/1200110957

ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)

Режим доступа:http://https://docs.cntd.ru/document/1200133736

ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация

Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200133737

ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы

Режим доступа:http://https://docs.cntd.ru/document/1200133738

ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности

Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293744/4293744819.pdf


Бережливые технологии в образовании - технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами, следовательно, бережливые технологии применяемые образования, повышают уровень удовлетворенности образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.


Инструменты бережливого производства применительно к образовательному процессу


Проекты ГБПОУ ЮЭТ по внедрению бережливых технологий


31 октября 2022 года в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» была проведена Фабрика процессов «Подготовка салфеток и столовых приборов для проведения банкета». Задачи данной Фабрики процессов: - ознакомление с методами бережливого производства; - формирование умения видеть потери; - формирование представления об оптимизации процессов, последовательности действий по улучшению; - совершенствование процессов и повышение качества работы. Тренинг состоял в имитации работы официантов по подготовке салфеток и столовых приборов для проведения банкета. У каждого участника своя должность – роль, и своя зона ответственности (инструкция действий). Участники получили инструкции, в которых были описаны: - должностные обязанности; - выполняемые действия; - рекомендации. При подведении итогов участники Фабрики процессов выявили потери и проблемы, методы оптимизации процессов, которые применили во втором и третьем раунде, обсудили перспективы применения методологии Фабрики процессов в техникуме.

Сценарий Фабрики процессов ГБПОУ ЮЭТ


Методика проведения Фабрики процессов


КЛАССНЫЙ ЧАС «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

 

22 марта 2024 года был проведен классный час под названием «История возникновения теории бережливого производства» для студентов 18 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».
Популярность бережливого производства объясняется тем, что оно направлено на решение важнейших для любого предприятия задач:
- сокращение затрат,
- оптимальная организация труда,
- рациональное использование ресурсов,
- конкурентоспособность и стабильность предприятия в долгосрочной перспективе.

Классный час для студентов 18 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» был проведен с целью знакомства с историческими этапами формирования концепции бережливого производства

Классный час направлен на утверждение методологии формирования принципов концепции бережливого производства и формирование особого мышления, которые помогут им в овладении профессиональными компетенциями, развития навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

Деятельность студентов в рамках представленного классного часа предполагает организацию информации по бережливому производству, а также понимании специфики применения методов бережливого производства при обучении.

Автор: Успанова Г.Г. 


 

Более 60 лет назад в компании «Тойота» Эдвард Деминг сформулировал 14 принципов нового построения производства, важнейшим из которых является принцип постоянного улучшения: «Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным». А Тайти Оно -  отец производственной системы этой же компании, будучи ярым борцом с потерями, выделил 7 их видов:

  • потери из-за перепроизводства;

  • потери времени из-за ожидания;

  • потери при ненужной транспортировке;

  • потери из-за лишних этапов обработки;

  • потери из-за лишних запасов;

  • потери из-за ненужных перемещений;

  • потери из-за выпуска дефектной продукции.

Четыре вида потерь из списка можно смело назвать «логистическими»!

Понятия Lean или бережливого производства и логистики сопровождают друг друга и тесно переплетаются при решении задач повышения эффективности производства, снижения себестоимости продукции и логистической составляющей. Данные задачи стоят перед предприятием любого масштаба и специфики продукта. Для эффективного применения методов логистики и концепции бережливого производства необходимо иметь четкое и единое для всех участников логистической цепи определение этих терминов, в чем они уточняют, дополняют друг друга, и как отличаются. Эти и другие вопросы обсуждали обучающиеся выпускной группы специальности «Операционная деятельность в логистике» 13 марта 2024 года. Мероприятие проводила Архипенкова А.А., являющаяся преподавателем профессионального модуля «Оптимизация ресурсов организаций (подразделений), связанных с материальными и нематериальными потоками». Это мероприятие было нацелено на формирование у обучающихся ясного представления о связи логистики и бережливого производства, формирование бережливого мышления, развитие общей компетенции ОК.07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях». Мероприятие получилось комбинированным: викторина для повторения основных концепций логистики, в том числе бережливого производства, игра «Цифры», «девятки», аналитическое задание на выявление общих черт, рефлексия «фразы-убийцы». Будущие логисты сошлись во мнении, что логистика и бережливое производство тесно взаимосвязаны, и формировать Lean-мышление просто необходимо.  

Автор: Архипенкова А.А.


Энергосбережение-полезное умение!

В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, вызывающее необходимость такого управления, которое обеспечивает их адаптацию к динамичной окружающей среде и конкурентоспособность.

Сегодня в ведущих отраслях экономики идет реализация проекта «Эффективный регион», направленного на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства. Полноправным участником этого проекта стала система образования. Переход на принципы эффективного управления позволяет не только существенно оптимизировать работу образовательных организаций, но и способствует реализации федеральных государственных образовательных стандартов, формированию у обучающихся компетенций, необходимых для их последующей успешной профессиональной деятельности. В бережливой среде происходит эффективное формирование бережливого мышления обучающихся и воспитанников.

Бережливое производство— концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности предприятия является одним из важнейших элементов бережливого производства. Россия занимает третье место в мире по объему энергопотребления, при этом на единицу ВВП тратит в разы больше энергии, чем США и Китай.

В 1992 г. в Бразилии, в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию. На ней присутствовали представители 197 стран мира. На конференции была принята так называемая “Программа устойчивого развития”. Основная идея этой программы состоит в том, что на всех уровнях современного общества – межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном – должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. То есть каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Но это даже не главное. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.

Загрязнение атмосферы при использовании невозобновляемых источников энергии ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Мы не знаем, когда именно скажутся эти изменения, но комиссия ООН по климату утверждает, что всеобщее потепление уже началось. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы.

1 марта в группе 19э прошло внеклассное мероприятие  «Энергосбережение – полезное умение», где обучающиеся обсуждали проблемы экологической катастрофы и способы ее решения.

Закончилось мероприятие интеллектуальной игрой, где участником предстояло отвечать на каверзные вопросы.

Все вопросы были разделены на несколько категорий и уровни сложности. Участники зарабатывали баллы в индивидуальном зачете. Победители получили сладкие призы.

Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблемы!

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Одним словом это называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу.

Автор: Есина О.В. Иванова С.А.

   


 

Фабрика процессов “Стартер”

28.02.24 в агропромышленном отделении была организована  фабрика процессов “Стартер” для обучающихся гр.23А по профессии “Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей” . Ребята на практике познакомились с организацией бережливого производства. Среди обучающихся были выбраны контролеры времени и качества: Дубовцев Дмитрий и Шишкин Георгий. На первом этапе ребята проводили снятие и постановку стартера с автомобиля ВАЗ 2109 в обычном режиме. В это время контролеры следили за процессом, записывали недостатки и фиксировали время. Результат - 7минут.  Шишкин Г. озвучил недостатки и ошибки, которые были допущены. Проанализировав свои действия, приступили к 2 этапу, где внедрили элементы бережливых технологий. Результат 2 этапа - 4минуты. Так на примере работы со стартером будущие автомеханики убедились в необходимости использования бережливых технологий. Внеклассное мероприятие подготовили и провели преподаватели агропромышленного отделения Касаткина Наталья Николаевна, Коледа Валентина Васильевна, Молев Константин Сергеевич.

 

Автор: Коледа В.В.

      

 


20 февраля 2024 года прошла деловая игра под названием «Построение бережливого производства» для студентов 28 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике». Бережливое производство – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени. Деловая игра для студентов 28 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» проводилась с целью принятие студентами в процессе обучения принципов концепции бережливого мышления как способа адаптации молодых специалистов к условиям на производстве.

Деятельность студентов в рамках представленной игры предполагает организацию бережливого производства, требующая формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива.

Деловая игра позволила студентам принять принципы концепции бережливого производства и формирование особого мышления, которые помогут им в овладении профессиональными компетенциями, развития навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

Проведение данной игры основывается на формирование бережливого мышления у студентов с первых моментов обучения в Южноуральском энергетическом техникуме.

 

Автор: Успанова Г.Г.

          


Заседание областного методического объединения преподавателей УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика»

20.02.2024 г. на базе ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», г. Миасс прошло заседание ОМО преподавателей УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика» на тему «Применение бережливых технологий в организации образовательной деятельности ПОО. Формирование бережливого мышления обучающихся».

Бережливые технологии активно используют в образовательной сфере. Оптимизация учебного процесса, возникающая при включении бережливых технологий, повысит качество предоставляемых услуг.

11 докладчиков представили доклады и поделились опытом в вопросах применения бережливых технологий в своей работе и формирования бережливого мышления у студентов. Более 30 участников заседания приняли участие в обсуждении данной темы, достаточно актуальной на сегодняшний день.

После выступления докладчиков, организаторы принимающей стороны провели экскурсию по новым мастерским и лабораториям.

После обеда для всех присутствующих был проведён мастер-класс «Интерактивное обучение на комплексном тренажёре бережливого производства KanDo. Затем участники разделились на два трека для обсуждения важных и актуальных вопросов:

Трек 1: Круглый стол «Разработка оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика».

Трек 2: Круглый стол «Вопрос популяризации ФП Профессионалитет».

Повестка заседания была очень насыщенной и интересной. Каждый смог получить массу новой информации, которую следует обдумать и принять во внимание.

Спасибо ГБПОУ «Миасский машиностроительный техникум» за тёплый приём и высокий уровень организации работы ОМО!

Автор: Шеломенцева Ю.Н.
#Профессионалитет
#ТопливноЭнергетическийКомплекс


 

ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Бережливое производство — это определенная концепция управления. Ее основа — постоянный поиск возможностей устранить потери на производстве, в офисе и многих других сферах деятельности. Часто для обозначения концепции используются термины «lean-производство» и «lean-технологии». Lean в данном случае означает именно «производство без излишеств» — то, чего должно добиваться любое предприятие.

Если коротко отвечать на вопрос о том, что такое бережливое производство простыми словами, можно сказать, что это максимально возможное сокращение расходов и одновременное повышение потребительской ценности.

Бережливые технологии активно используют в образовательной сфере. Оптимизация учебного процесса, возникающая при включении бережливых технологий, повысит качество предоставляемых услуг.

Инструменты бережливого производства могут эффективно влиять на образовательный процесс, выявлять пробелы в системе образования и достигать значительных результатов за короткое время для их устранения.

За год один человек производит 0,5 т отходов, 92-95 % из которых складируются на свалках, выделяя токсичные вещества десятки, а то и сотни лет. От 60 до 80 % мусора составляет вторсырье, возможное для дальнейшей переработки. Организуя раздельный сбор мусора дома и сдавая отходы по видам в пунктах приема, люди способствуют улучшению экологической обстановки, экономят энергоресурсы. Значение сортировки отходов состоит в сокращении доли складируемого мусора и уменьшении площади полигонов ТБО.

Студенты ЮЭТ активно участвую в акциях по раздельному сбору мусора. Активисты выступили с предложением раздельного сбора мусора в техникуме – определив это инструментом бережливого производства. Для того чтобы реализовать данный проект нужно как можно больше обучающихся познакомить с понятием бережливого производства, поднять вопрос экологии и принадлежности каждого человека к данному вопросу.

Так, для студентов 1 курса прошел классный час по теме «Разделяйка – это бережливые технологии», на котором студенты познакомились с правилами сбора раздельного мусора, определили плюсы данной деятельности, выдвинули предложения по внедрению бережливых технологий в образовательный процесс в техникуме.

Автор: О.В. Есина С.А. Иванова

    


 

Бережливое строительство

https://forms.yandex.ru/u/65c849f290fa7b85d35a8c16/

12 февраля 2024года для студентов групп 15, 35, 45 специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» состоялось открытое внеклассное мероприятие по дисциплине МДК 01.02 Проект производства работ в рамках цикла «Бережливое строительство» Преподаватель Наследова Ольга Владимировна начала свой рассказ со стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, подписанной президентом нашей страны. В ней отражена главная миссия строительной отрасли и жкх — это создание комфортных условий жизнедеятельности наших граждан, а также указано, что человек – главный капитал нашей страны и долг каждого внести вклад в обеспечение экономического и технологического суверенитета страны. Одним из условий достижения целей миссии является включение идей бережливого производства в строительную отрасль. Ребята 45 группы высказали свое мнение, подготовив презентации и подробно рассказав, кто был у истоков бережливого строительства в мире, а также в нашей стране. Научная организация труда начинается из трудов Фредерика Тейлора (1856—1915), иное её название – Тейлоризм. Он проводил опыты по облегчению тяжелого и рутинного труда используя научный подход. При этом использовались такие методы как: хронометраж операций, улучшение организации рабочего места, обоснование и установление различных режимов труда и отдыха и т.д. В годы советской власти ученым, который занимался вопросами организации труда был профессор Осип Аркадьевич Ерманский, он проанализировал систему организации труда и вывел много положений по улучшению производительности и повышению рентабельности производства. Сам термин «Бережливое строительство» берет своё начало в концепции «Бережливое производство», которая была основана в 1950-е годы японским инженером и предпринимателем Тайити Оно в компании Toyota. «Бережливое производство» или система «Lean» –– направленность на снижение стоимости производства за счет снижения потерь, но без потери качества и стоимости производимой продукции для рынка потребителей. Обучающиеся младших курсов узнали о потерях строительной отрасли: • частое отставание от установленных сроков строительства; • низкий уровень производительности; • низкое качество строительной продукции и отдельно выполненных видов работ; • простои, сбои в поставках материалов и, сопутствующие, им потери временных и иных вдов ресурсов; • нехватка на строительной площадке рабочих и мастеров нужного разряда и квалификации; • не полное соблюдение требований безопасности, охраны труда и окружающей среды. Также была подготовлена студентами старшего курса обучающая тест презентация на узнавание основ бережливого производства. После выполнения теста преподаватель подробно остановилась на культуре строительства 5S: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование - выполнение которой ведет к максимальному соблюдению техники безопасности и контролю качества на стройке, что и повышает рентабельность строительства. Ребятам были приведены примеры как правильно нужно организовать строительную площадку на производстве по складированию материалов, временным дорогам и зданиям, расположению строительных машин и т.д. В завершение мероприятия все участники прошли по ссылке (QR коду), созданного преподавателем опроса, для закрепления новой информации. Участники потратили 2 минуты на вопросы и получив обратную связь преподаватель открыл все ответы для подведения итогов мероприятия – результат был отличным - первый диалог с обучающимися о бережливом строительстве состоялся!

Автор: Наследова О.В.

 

 

 

16 специальностей, профессий
1000 студентов
300 абитуриентов ежегодно
Призовые места ежегодно