Приемная: 83513442874 / Учебная часть: 83513443394
Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

Приемная: 83513442874

Учебная часть: 83513443394

Челябинская область, г.Южноуральск, ул.Строителей, д.3

Бережливые технологии в образовании

Главная

/

Бережливые технологии в образовании


История концепции
 

Бережливое производство (lean production) – это подход к управлению организацией, основанный на повышении качества продукции при одновременном сокращении расходов. Звучит как нечто невозможное, однако практика показывает, что этого можно добиться, соблюдая некоторые правила.

Концепцию бережливого производства разработал инженер и предприниматель компании Тойота Тайити Оно вместе со своим соратником Сигео Синго. Потом уже она была адаптирована под американские компании и была названа Lean Production. Концепция предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника компании и полную ориентацию на потребителя.

В России термин «бережливое производство» появилось в 2003 году с изданием одноименной книги Джима Вумека «LeanThinking» или «Бережливое  мышление». Концепция бережливых технологий изначально была присуща производственной среде, но в дальнейшем эта концепция проявляется и в других сферах: государственном управлении, сфере услуг, образовании и др.


Универсальные инструменты бережливого производства:

  • Кайдзен - одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.

  • Just in time - позволяет производить продукцию точно в срок и в нужном количестве.

  • 5S - сокращение от «5 Steps» (пять шагов) представляет собой инструмент для обеспечения системы бережливого производства, рационализации рабочего места с помощью маркировки.

  • Канбан - принцип управления «точно в срок», который способствует равномерно распределять нагрузки на всех работников.

  • Andon - визуальная система, которая позволяет всем сотрудникам видеть положение дел в производстве.


Национальные стандарты России в сфере бережливого производства:

ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты

Режим доступа:  https://docs.cntd.ru/document/1200120649

ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь

 Режим доступа: http://https://docs.cntd.ru/document/1200110957

ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)

Режим доступа:http://https://docs.cntd.ru/document/1200133736

ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация

Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200133737

ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы

Режим доступа:http://https://docs.cntd.ru/document/1200133738

ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности

Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293744/4293744819.pdf


Бережливые технологии в образовании - технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами, следовательно, бережливые технологии применяемые образования, повышают уровень удовлетворенности образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.


Инструменты бережливого производства применительно к образовательному процессу


Проекты ГБПОУ ЮЭТ по внедрению бережливых технологий


31 октября 2022 года в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» была проведена Фабрика процессов «Подготовка салфеток и столовых приборов для проведения банкета». Задачи данной Фабрики процессов: - ознакомление с методами бережливого производства; - формирование умения видеть потери; - формирование представления об оптимизации процессов, последовательности действий по улучшению; - совершенствование процессов и повышение качества работы. Тренинг состоял в имитации работы официантов по подготовке салфеток и столовых приборов для проведения банкета. У каждого участника своя должность – роль, и своя зона ответственности (инструкция действий). Участники получили инструкции, в которых были описаны: - должностные обязанности; - выполняемые действия; - рекомендации. При подведении итогов участники Фабрики процессов выявили потери и проблемы, методы оптимизации процессов, которые применили во втором и третьем раунде, обсудили перспективы применения методологии Фабрики процессов в техникуме.

Сценарий Фабрики процессов ГБПОУ ЮЭТ


Методика проведения Фабрики процессов


Фабрика процессов “Стартер”

28.02.24 в агропромышленном отделении была организована  фабрика процессов “Стартер” для обучающихся гр.23А по профессии “Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей” . Ребята на практике познакомились с организацией бережливого производства. Среди обучающихся были выбраны контролеры времени и качества: Дубовцев Дмитрий и Шишкин Георгий. На первом этапе ребята проводили снятие и постановку стартера с автомобиля ВАЗ 2109 в обычном режиме. В это время контролеры следили за процессом, записывали недостатки и фиксировали время. Результат - 7минут.  Шишкин Г. озвучил недостатки и ошибки, которые были допущены. Проанализировав свои действия, приступили к 2 этапу, где внедрили элементы бережливых технологий. Результат 2 этапа - 4минуты. Так на примере работы со стартером будущие автомеханики убедились в необходимости использования бережливых технологий. Внеклассное мероприятие подготовили и провели преподаватели агропромышленного отделения Касаткина Наталья Николаевна, Коледа Валентина Васильевна, Молев Константин Сергеевич.

 

Автор: Коледа В.В.

      

 


20 февраля 2024 года прошла деловая игра под названием «Построение бережливого производства» для студентов 28 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике». Бережливое производство – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени. Деловая игра для студентов 28 группы по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» проводилась с целью принятие студентами в процессе обучения принципов концепции бережливого мышления как способа адаптации молодых специалистов к условиям на производстве.

Деятельность студентов в рамках представленной игры предполагает организацию бережливого производства, требующая формирования особого бережливого мышления каждого сотрудника вне зависимости от места и роли в структуре предприятия, которое со временем должно перерасти в бережливую ментальность всего коллектива.

Деловая игра позволила студентам принять принципы концепции бережливого производства и формирование особого мышления, которые помогут им в овладении профессиональными компетенциями, развития навыков самостоятельно справляться с поставленными перед ними практическими задачами.

Проведение данной игры основывается на формирование бережливого мышления у студентов с первых моментов обучения в Южноуральском энергетическом техникуме.

 

Автор: Успанова Г.Г.

          


Заседание областного методического объединения преподавателей УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика»

20.02.2024 г. на базе ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», г. Миасс прошло заседание ОМО преподавателей УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика» на тему «Применение бережливых технологий в организации образовательной деятельности ПОО. Формирование бережливого мышления обучающихся».

Бережливые технологии активно используют в образовательной сфере. Оптимизация учебного процесса, возникающая при включении бережливых технологий, повысит качество предоставляемых услуг.

11 докладчиков представили доклады и поделились опытом в вопросах применения бережливых технологий в своей работе и формирования бережливого мышления у студентов. Более 30 участников заседания приняли участие в обсуждении данной темы, достаточно актуальной на сегодняшний день.

После выступления докладчиков, организаторы принимающей стороны провели экскурсию по новым мастерским и лабораториям.

После обеда для всех присутствующих был проведён мастер-класс «Интерактивное обучение на комплексном тренажёре бережливого производства KanDo. Затем участники разделились на два трека для обсуждения важных и актуальных вопросов:

Трек 1: Круглый стол «Разработка оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям УГПС «13.00.00 Электро- и теплоэнергетика».

Трек 2: Круглый стол «Вопрос популяризации ФП Профессионалитет».

Повестка заседания была очень насыщенной и интересной. Каждый смог получить массу новой информации, которую следует обдумать и принять во внимание.

Спасибо ГБПОУ «Миасский машиностроительный техникум» за тёплый приём и высокий уровень организации работы ОМО!

Автор: Шеломенцева Ю.Н.
#Профессионалитет
#ТопливноЭнергетическийКомплекс


 

ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Бережливое производство — это определенная концепция управления. Ее основа — постоянный поиск возможностей устранить потери на производстве, в офисе и многих других сферах деятельности. Часто для обозначения концепции используются термины «lean-производство» и «lean-технологии». Lean в данном случае означает именно «производство без излишеств» — то, чего должно добиваться любое предприятие.

Если коротко отвечать на вопрос о том, что такое бережливое производство простыми словами, можно сказать, что это максимально возможное сокращение расходов и одновременное повышение потребительской ценности.

Бережливые технологии активно используют в образовательной сфере. Оптимизация учебного процесса, возникающая при включении бережливых технологий, повысит качество предоставляемых услуг.

Инструменты бережливого производства могут эффективно влиять на образовательный процесс, выявлять пробелы в системе образования и достигать значительных результатов за короткое время для их устранения.

За год один человек производит 0,5 т отходов, 92-95 % из которых складируются на свалках, выделяя токсичные вещества десятки, а то и сотни лет. От 60 до 80 % мусора составляет вторсырье, возможное для дальнейшей переработки. Организуя раздельный сбор мусора дома и сдавая отходы по видам в пунктах приема, люди способствуют улучшению экологической обстановки, экономят энергоресурсы. Значение сортировки отходов состоит в сокращении доли складируемого мусора и уменьшении площади полигонов ТБО.

Студенты ЮЭТ активно участвую в акциях по раздельному сбору мусора. Активисты выступили с предложением раздельного сбора мусора в техникуме – определив это инструментом бережливого производства. Для того чтобы реализовать данный проект нужно как можно больше обучающихся познакомить с понятием бережливого производства, поднять вопрос экологии и принадлежности каждого человека к данному вопросу.

Так, для студентов 1 курса прошел классный час по теме «Разделяйка – это бережливые технологии», на котором студенты познакомились с правилами сбора раздельного мусора, определили плюсы данной деятельности, выдвинули предложения по внедрению бережливых технологий в образовательный процесс в техникуме.

Автор: О.В. Есина С.А. Иванова

    


 

Бережливое строительство

https://forms.yandex.ru/u/65c849f290fa7b85d35a8c16/

12 февраля 2024года для студентов групп 15, 35, 45 специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» состоялось открытое внеклассное мероприятие по дисциплине МДК 01.02 Проект производства работ в рамках цикла «Бережливое строительство» Преподаватель Наследова Ольга Владимировна начала свой рассказ со стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, подписанной президентом нашей страны. В ней отражена главная миссия строительной отрасли и жкх — это создание комфортных условий жизнедеятельности наших граждан, а также указано, что человек – главный капитал нашей страны и долг каждого внести вклад в обеспечение экономического и технологического суверенитета страны. Одним из условий достижения целей миссии является включение идей бережливого производства в строительную отрасль. Ребята 45 группы высказали свое мнение, подготовив презентации и подробно рассказав, кто был у истоков бережливого строительства в мире, а также в нашей стране. Научная организация труда начинается из трудов Фредерика Тейлора (1856—1915), иное её название – Тейлоризм. Он проводил опыты по облегчению тяжелого и рутинного труда используя научный подход. При этом использовались такие методы как: хронометраж операций, улучшение организации рабочего места, обоснование и установление различных режимов труда и отдыха и т.д. В годы советской власти ученым, который занимался вопросами организации труда был профессор Осип Аркадьевич Ерманский, он проанализировал систему организации труда и вывел много положений по улучшению производительности и повышению рентабельности производства. Сам термин «Бережливое строительство» берет своё начало в концепции «Бережливое производство», которая была основана в 1950-е годы японским инженером и предпринимателем Тайити Оно в компании Toyota. «Бережливое производство» или система «Lean» –– направленность на снижение стоимости производства за счет снижения потерь, но без потери качества и стоимости производимой продукции для рынка потребителей. Обучающиеся младших курсов узнали о потерях строительной отрасли: • частое отставание от установленных сроков строительства; • низкий уровень производительности; • низкое качество строительной продукции и отдельно выполненных видов работ; • простои, сбои в поставках материалов и, сопутствующие, им потери временных и иных вдов ресурсов; • нехватка на строительной площадке рабочих и мастеров нужного разряда и квалификации; • не полное соблюдение требований безопасности, охраны труда и окружающей среды. Также была подготовлена студентами старшего курса обучающая тест презентация на узнавание основ бережливого производства. После выполнения теста преподаватель подробно остановилась на культуре строительства 5S: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование - выполнение которой ведет к максимальному соблюдению техники безопасности и контролю качества на стройке, что и повышает рентабельность строительства. Ребятам были приведены примеры как правильно нужно организовать строительную площадку на производстве по складированию материалов, временным дорогам и зданиям, расположению строительных машин и т.д. В завершение мероприятия все участники прошли по ссылке (QR коду), созданного преподавателем опроса, для закрепления новой информации. Участники потратили 2 минуты на вопросы и получив обратную связь преподаватель открыл все ответы для подведения итогов мероприятия – результат был отличным - первый диалог с обучающимися о бережливом строительстве состоялся!

Автор: Наследова О.В.

 

 

 

16 специальностей, профессий
1000 студентов
300 абитуриентов ежегодно
Призовые места ежегодно